Культура

 

Из истории народного костюма с.Курасовка

Женский наряд разделялся на праздничный и будничный. В будни женщины носили юбки, блузки, изготовленные из самых простых полотен всевозможного цвета. Подвязывался также фартук, а на голову одевался платок, самый простой.

Праздничная одежда состояла из рубашки - блузы, саяна, нарядного фартука (белого) и праздничного подъюбника (белого), на голову повязывался платок или надевался чепец, украшенный цветными лентами.

В основе женского костюма нашей местности лежали прямополиковая или бесполиковая рубаха с отложным воротником, косоклинный сарафан на лямках, полосатый пояс, передник- фартук и головной убор- «оправа» или чепец с платком.

Одной из деталей женского наряда была рубашка, которая выкраивалась из холста. Ей свойственно изысканное сочетание белого рельефного узора, выполненного в технике многоремизного ткачества или шитого иглой по выбеленному холсту. Рубаха была прямого покроя (два полотнища спереди, одно сзади).. 

Все рубахи со сборкой воротника и отложным воротником. Часть рубах с поликами более древняя. Состоит она из верхней части (стана), подставы.

Уникальна орнаментация рубах (вышивка красными нитями по белой коклюшечной сетке). На них выполнен распространенный набор символов: ромбы, косые кресты, розетки, волнистые и пунктирные линии.

Считалось, что вышивка, украшения, монисты, ворот охраняли открытые части тела от дурного глаза и злых сил.

Основой всего наряда был сарафан. Различали повседневные, украшенные узкой полоской галуна и красной тесьмой, окаймляющей подол, и праздничные, убранные не только по грудкам, лямкам и спинке, но и по кайме подола. Шили сарафаны из полотна, которое ткали из шерстяных  нитей, предварительно окрашенных в черный, синий, красный цвет.

 

Саян был прямого покроя, собирался на груди в мелкую сборку и пришивался на планку, которая шла вкруговую. Держался сарафан на бретелях шириной 3-5 см, а со стороны спин эти бретели сходились к центру. Застежка сарафана была просто разрезная и на планке застегивалась на 2 пуговицы, причем мелкие. Книзу на сарафане застрачивались поперечные складки - защипы. По подолу  пришивали широкую и густо собранную оборку. Украшался сарафан лентами яркого цвета. С изнаночной стороны подставлялась другая, пожестче. От этого низ сарафана был тяжеловат, что придавало вид подкрахмаленного.

Дополнением к наряду был фартук, сшитый из простой ткани.

Фартук по длине был почти такой же, как и сарафан. Собирался густой сборкой на поясе и завязывался на узелок. Поперек на фартуке прострачивались 2-3 ряда, ширина кружев – 2,5 см.

Непременным атрибутом и женского и мужского костюма являлись пояса. Отличались они сочной гаммой ярких многоцветных полос по основному красному фону. Мужские пояса,  в отличие от женских, были более узкими, со сложным завершением концов одной  или несколькими кисточками, бисерной или бусинной сеткой, пуговицами.

Для комплекта одежды женщины более раннего времени были характерны сложно-составные головные уборы. Спустя некоторое время они постепенно заменились платками, которые иногда повязывались по два. Носили платки самые разные - яркие, с узорами и цветами. Были платки небольшого размера и шали, заканчивающиеся кистями.

Складывался платок в виде косынки - треугольником и покрывался завязанный на затылке так, чтобы третий конец был слегка приподнят.

 

В нашем селе с конца XIX до 50-х годов ХХ века славились платки из Владимирской губернии. Это объяснялось древним обычаем, согласно которому замужняя женщина не могла выйти "на люди" "простоволосой", т.е. без головного убора.

Зафиксированы еще некоторые способы ношения женских платков. Перегнутые, закалывались под подбородком, повязывались надо лбом таким образом, что оставшиеся небольшие концы напоминали рожки - "ухи". Долго существовал обычай праздничного выхода девушки на выданье в двух платках: один светлый небольшой "подшальник" или "поднизник" и большой цветной платок (или шаль) спускался одним свободным концом на левое плечо.

Обувь служит неотъемлемым дополнением костюмов. Почти в каждой семье плели лапти - праздничные ("писаные") из мелких лык и будничные ("простоплетки"). Женщины побогаче изготавливали на заказ модные кожаные сапоги "с гармонией".

Мужскому наряду также уделялось большое внимание.

Рубашка изготавливалась из выбеленного полотна  (но не чисто белого). Рубашка была свободная, прямая и не заправлялась в брюки, а подвязывалась поясом. По краю перед и спинка были одинаковыми. Средняя часть спинки и переда выкраивалась со всей ширины полотна. По боку ткань складывалась вдвое по ширине так, что при сшивании ее со средней частью переда и спинки боковой шов не образовывался, так как это была середина сгиба полотна. Рукав также был цельнокроенным, вшивался в прямую пройму. Для того, чтобы не затруднять движение руки, вставляли ластовицу квадратной формы. С изнаночной стороны переда и спинки пришивалась кокетка для прочности, чтобы рубашку можно было носить как можно дольше.

Украшением рубашки служили воротник "стойка" и застежка "косоворотка". На них располагался рисунок - вышивка крестом в сочетании красного и черного цветов.

Дополнительным украшением был пояс. Встречались пояса - "рулик", заканчивающиеся кистями, причем на каждом конце пояса была не одна кисточка, о три разного цвета. Ширина поясов колебалась от 1 до 30 см.

Сочетание цветов было самым разнообразным, цвета сочные и яркие. Длина пояса доходила до 4 м. Ткань пояса из грубой шерстяной нити, что придавало толщину и упругость.

На ногах мужчины носили лапти и хаты, а в праздничные дни сапоги. Под лапти подматывали портки.

 

 

 

 

©Copyright by Курасовcкая СОШ, 2009

 
Hosted by uCoz