Старинные народные обряды

 

Самыми древними в нашем селе являются обряды календарно-земледельческого круга, связанные с землей, солнцем, небом. Древним культом солнца порождены все старинные земледельческие праздники.

Особое место в селе занимали зимние святки, которые длились с 6 января по 19 января. Это был шумный и веселый праздник. Молодежь обходила все дома  в деревне со святочными песнями. Жгли костры, рядились, собирались на игрища, устраивали посиделки, девушки гадали. Существовала примета: если в канун Рождества небо ясное и звездное - ожидай хорошего урожая гороха и приплода домашнего скота, а также много грибов и ягод в лесу. Если иней на деревьях - к обильным снегам, метель разыгралась - пчелы будут роиться.

Для обеспечения плодовитости домашних животных и богатого урожая под «образа» в красный угол клали сено, ставили освященный первый сноп прошлогоднего урожая, горшок с кутьей, святую воду. Весной на Благовещенье зерном этого снопа кормили домашний скот и птицу, чтоб не хворали и хату свою знали.

Особое значение в эти дни придавалось еде. Из пшеничной муки выпекали рождественский каравай, украшенный ромбами, маленькие булочки. Все эти атрибуты должны были по поверью обеспечить приплод скота.

До первой звезды есть на Рождество не полагалось. Обрядовой пищей являлась кутья -  каша из зерен пшеницы, ржи или гречихи, пшена, гороха. Эта традиция жива в нашем селе и до сих пор. Хозяйки готовят Рождественскую кутью «голодную на взваре» (отвар из сухофруктов) и ждут гостей.

Сохранился в нашем селе и обряд колядования. В обряд входили действа, связанные с чествованием новорожденного солнца: благословение домов зерном, разжигание костров, приготовление пирогов и каш.

Молодежь ходила по домам со звездой и разыгрывала представления:

-Христос рождается.

-Что в печи жарится?

-Петух да курица.

-А по что они трудятся?

-А на свои труды.

-Подавай их сюды.

Получило распространение также «хождение с Колядой». Парни и девушки обходили дома с величальными и корильными песнями, прося угощения:

Коляда, коляда,

Дай ты нам пирога.

А не то, коляда,

Мы корову за рога.

Или курочку с хохлом

Мы зарубим «тупором».

Радушным хозяевам колядовщики говорили:

Спасибо вам, хозяева,

На хорошем подаянии.

Дай вам Бог больше прожить:

И ягняток, и теляток,

И жеребяток, и поросяток.

С нетерпением ожидали курасовцы и «Богатый вечер», который и по сей день празднуют. К этому дню готовили самые разнообразные блюда: пироги, кисель, студень, домашнюю колбасу. В этот вечер совершались обходы дворов с поздравлением хозяев и пением щедровок:

Добрый вечер!

Щедрый вечер!

Добрым людям на здоровье.

Дайте, подайте,

Не скупитесь,

Грубочку кашки,

Кольцо колбаски.

Отцу понесу.

Дайте «кишку»,

Съем в затишку.

Дайте пирога!

А не дадите пирога-

Выведем быка за рога!

Хозяева щедро одаривали молодежь пирожками, пышками, кашей, салом.

Заканчивались зимние святки Крещенским сочельником, водосвятием, «голодной» кутьей и святочными гаданиями. Для гадания использовались предметы домашнего обихода и сельскохозяйственный инвентарь. Так, зерно, колос, хлеб и все, что было связано с ним, истолковывали как символ, означающий плодородие и урожай.

Наиболее распространенным гаданием в нашем селе считалось метание валенка через ворота. Упадет носком на улицу - добрый знак: замуж выйдешь, на собственный двор укажет - сидеть в девках еще год.

Перед сном из лучинок или поленьев дров делали под кроватью «колодец», загадывая, чтобы суженный пришел коня напоить. Зеркало под подушку клали, чтобы жениха в нем увидеть, в блюдо с водой - прутья из веника, а под подушку - пояс. Ложась спать, девушка загадывала: «Суженый мой, ряженый, приди коня напоить и меня молодую опоясать». На полном ведре воды замыкали замок, а ключ прятали под подушку. Кто придет за ним (во сне), тот и мужем станет.   

Вышитое собственноручно полотенце («утиральник») девушка укладывала под подушку со словами: «кого я задумала, приди ко мне, утрись моим утиральником.

Среди бытовых праздников самым ярким и поэтичным был свадебный. Основу русской свадьбы нашего народа составляли разнообразные ритуальные игры: «Сватовство», «Смотрины», «Сговор», «Предсвадебная неделя», «Девишник», «Сборы свадебного поезда», «Встреча», «Венчание», «Княжной пир».   

Изучению и возрождению старинных праздников и обрядов стало уделяться должное внимание. Центром сосредоточения народной культуры в нашем селе является учебно-воспитательный комплекс, объединяющий общеобразовательную школу, школу искусств, детский сад, сельский дом культуры, сельскую библиотеку, филиалы районного дома пионеров и творчества, станции юных натуралистов, детско-юношеского клуба физической подготовки.

 

 

©Copyright by Курасовcкая СОШ, 2009

 
Hosted by uCoz